рефераты
Главная

Рефераты по авиации и космонавтике

Рефераты по административному праву

Рефераты по безопасности жизнедеятельности

Рефераты по арбитражному процессу

Рефераты по архитектуре

Рефераты по астрономии

Рефераты по банковскому делу

Рефераты по биржевому делу

Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству

Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту

Рефераты по валютным отношениям

Рефераты по ветеринарии

Рефераты для военной кафедры

Рефераты по географии

Рефераты по геодезии

Рефераты по геологии

Рефераты по геополитике

Рефераты по государству и праву

Рефераты по гражданскому праву и процессу

Рефераты по делопроизводству

Рефераты по кредитованию

Рефераты по естествознанию

Рефераты по истории техники

Рефераты по журналистике

Рефераты по зоологии

Рефераты по инвестициям

Рефераты по информатике

Исторические личности

Рефераты по кибернетике

Рефераты по коммуникации и связи

Рефераты по косметологии

Рефераты по криминалистике

Рефераты по науке и технике

Рефераты по кулинарии

Рефераты по культурологии

Рефераты по зарубежной литературе

Рефераты по логике

Рефераты по логистике

Рефераты по маркетингу

Контрольная работа: Реформы Петра I и их значение

Контрольная работа: Реформы Петра I и их значение

Министерство образования и науки Российской федерации

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет ПОиСТ

Кафедра «Документоведение и документационное обеспечение управления»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Истории России на тему:

Реформы Петра I и их значение

Выполнила:

студентка 1 курса Майхерская Ю.Н.

Проверил:

Доктор исторических наук профессор

Коробков Ю.Д.

Магнитогорск 2011

ПЛАН

1. Введение

2. Предпосылки реформ Петра 1

3. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула

4. Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» и «Табель о рангах»

5. Политика в области мануфактурного производства во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма

6. Церковная реформа

7. Военная реформа

8. Гражданская реформа

9. Положение сословий

10. Крестьянская реформа

11. Финансовая реформа

12. Денежная реформа

13. Реформа сословного устройства русского общества

14. Реформа градостроения

15. Реформа в области культуры и быта

16. Реформы монархии

17. Результаты Петровских реформ

18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение реформ Петра 1

Литература


1. ВВЕДЕНИЕ

Пётр 1 (1672-1725) - русский царь с 1682г., российский император с 1721г., сын Алексея Михайловича Романова и Наталии Кирилловны Нарышкиной. Царь Алексей был женат второй раз, и когда родился сын, радости не было предела (злые языки говорили, что прежде чем стать царицей, она «в лаптях ходила»). С рождением Петра, вражда, между родственниками царя по первой жене Марьей Ильиничной Милославской и семьей Нарышкиных, из семейной перерастает в политическую борьбу партий (с 1764 г. официально наследником престола был объявлен царевич Федор, тем не менее, при болезненности его и Ивана, Петр мог претендовать на престол). В январе 1676г. царь Алексей умирает. На престол вступил Федор, но власть в делах еще некоторое время остается в руках Нарышкиных, а управление делами в руках Милославских, т.е. правил представитель одной семейной партии, управлял представитель другой семейной партии. Случилось это потому, что родственники его второй жены были ближе к царю и делам в последние годы жизни Алексея. Однако скоро Милославские взяли вверх. Но со смертью Федора 27 апреля 1682г. восторжествовали снова Нарышкины. Помимо старшего, больного и неспособного Ивана царем был избран младший брат, царевич Петр. Опека над ним отдана его матери. Артамон Сергеевич Матвеев еще не вернулся со ссылки, братья царицы не имели опыта в управлении делами, поэтому новое правительство было слабо. Чем и воспользовались враги. Заговор возглавила царевна Софья. Получив сообщение о том, что изменники задушили царя Ивана, в результате чего 15 мая произошел стрелецкий бунт, и после чего были убиты сторонники Нарышкиных, в том числе и А.С.Матвеев. Причем, Матвеева стрельцы убили на глазах Петра и его матери, они были потрясены смертью родных, ужасами резни и оскорблениями. Завладев властью, Софья и ее сторонники узаконивают ее при помощи все тех же стрельцов. Стрельцы бьют челом, чтобы царствовали оба брата, и боярская дума, боясь новых стрелецких выступлений, 26 мая провозглашают первым царем Ивана, вторым Петра. Стрельцы опять бьют челом, чтобы, по молодости царей, правление было поручено Софье, и 29 мая Софья соглашается править. Будучи царем, Петр в то же время находился под опалой и с матерью был вынужден жить в потешных селах. Такое грустное положение лишало Петра получать достойное образование, но освобождало от придворного этикета и давало огромную свободу. И все свое свободное время он тратит, исключительно, на военные «потехи». Беспрепятственно создает «потешные войска». И из этой дюжины, он бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. В 1688г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву Переяславское озеро. Мать согласилась на отъезд Петра и в Переяславле он строит суда, с помощью мастеров-голландцев. В это время его ни чего не интересовало кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел семнадцатый год, он был очень развит и физически и умственно, и его мать в праве была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от ненавистных Милославских. Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое учение и забавы для политики. Чтобы остепенить сына, мать его женит на Евдокии Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, он жениться, но через некоторое время после свадьбы уехал в Переяславль от матери, от жены к кораблям. Но летом этого 1689г. он был вызван матерью в Москву потому, что была неизбежна борьба с Милославскими.

И Петр начал показывать свою власть. В июле он запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал, устроив, таким образом, сестре гластную неприятность. Напугавшись выходками Петра, Софья хотела найти поддержку и защиту стрельцов, но Петр арестовал стрелецкого начальника Шакловитого.

          К началу августа отношения были до такой степени натянуты, что все ждали открытого разрыва, который произошел с отъездом Петра и его двора в Лавру. Туда съехались все Нарышкины, все сторонники Петра, знатные чиновные лица; явилась и вооруженная сила – потешные и Сухарев стрелецкий полк. В эти дни решилась участь Софьи и ее сторонников.

          Осенью 1689г. кончилось правление Софьи. Цари стали править без опеки или, точнее, при больном и слабоумном Иване правил один Петр, со своими близкими. С падением Софьи главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Сам же Петр, не чувствует вкуса к власти и по этому он отдает ее другим.

С увлечением слободой не прекратились прежние увлечения Петра. В 1690г. он провел большие маневры в селе Семеновском, в 1691г. – большие маневры под Пресбургом. В 1692г. провел спуск корабля, куда съехался весь московский двор. В 1694г. его мать Наталья, умерла. Петр стал вполне самостоятельным. В этом же году затевался флот на Белом море. Царь уже не тешится, а работает.

Петр стал выдающийся государственным деятелем России, значительно продвинувший её развитие во всех областях. Главной задачей своего царствования считал обеспечение выхода России к незамерзающим морям. Этому были посвящены его Азовские походы (1695-1696гг.), а также длительная Северная война, итогом которой стало провозглашение России империей, а Петра 1 - первым российским императором и "Отцом Отечества". В 1703г. начал строительство г.Санкт-Петрбурга, а в 1713г. перенёс туда столицу.

Императору в значительной мере удалось решить большинство задач, которые стояли перед страной к концу XVII в. Россия получила выход к Балтийскому морю, создана регулярная армия и флот, сложилось государственное устройство, которое соответствовало европейским образцам, сделан мощный рывок в экономике и культурном развитии, Россия заставила считаться с собой другие европейские государства. Значительную роль в этих переменах сыграл Петр 1, который, будучи цельной и самоотверженной натурой, подчинил всю свою жизнь, всю свою деятельность государству. Петр 1 провел серию реформ, направленных на модернизацию страны, её политической и экономической жизни.

Дипломатия занимает огромное место в деятельности Петра Великого. Первым из русских царей он стал лично подписывать международные договоры. Сам Петр великолепно понимал значение дипломатии. Поэтому его ликование по поводу заключения Нештатского мирного договора далеко превзошло все столь пышно и громко отмечавшиеся им военные триумфы. Не только понять, но и объяснить реальными причинами скрытое таинство дипломатических действий - сложнейшая задача исторической науки. В России начала XVIII века не было более реального, активного, передового носителя прогресса, чем Петр1. Цель Петра - преодоление отсталости России ради ее собственного спасения - оправдывала пресловутые "крайности" его правлении, делала их неизбежным злом, порожденным объективными, не зависящими от его воли историческими условиями.

значение реформа петр абсолютизм


2. Предпосылки реформ Петра 1

 

В экономике вначале XVIII в. сильнее всего развивались новые черты, которые зародились в XVII в. а именно:

 - Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес. Основными орудиями производства оставались: соха, бороны, серп, коса, медленно вводился плуг. Происходит интенсивное освоение новых посевных территорий на юге России, и в Поволжье, Сибири. Наблюдается развитие промыслового хозяйства.

- Развивается ремесленное производство. Углубляется разделение труда. В развитии ремесленного производства в конце XVII в. явно прослеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство (увеличивается число ремесленников работающих на рынок). Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации, готовил почву для возникновения мануфактур. Их создание ускорялась государственными потребностями. Мануфактурное производство складывалось в местах развития товарного производства. Если западноевропейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал.

          В конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят новоторговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

          Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества; принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба стала обременительной.

          Что касается внешней политики. То Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в 1687 и 1689г.г., два неудачных похода против Крымского ханства.

          Преобразования, проводимые Петром 1 в XVII – XVIIIвв. Не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра 1.

·  1699 – 1710г.г. – характерны лишь частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления, военная реформа;

·  1710 – 1719г.г. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, основание новой столицы, создание Сената, проведение первой областной реформы;

·  1719 – 1725г.г. – образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово – налоговой реформы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

          Так как Пётр твёрдо решил, что всё хорошее находится на западе, то с самого начала своего правления он стал ломать русскую жизнь на западный лад. В стране было изменено фактически всё при помощи целого ряда реформ:

1. Церковная.

2. Военная.

3. Гражданская.

4. Положение сословий.

5. Крестьянская.

6. Финансовая.

7. Образование.

3. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа

          В первой четверти XVIII в. в России проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключается в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

          В 1708 – 1710гг. была проведена реформа органов власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской и Азовской губернии стояли генерал-губернаторы Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находились вся полнота административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

          Указом 22 февраля 1711г. был учрежден новый государственный орган – Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (Трое являлись представителями знати – князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.А. Голицын, трое бывшие члены Боярской думы и трое из дворян). Все назначения отставки сенаторов происходили по именным царским указам.

          Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр 1 дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором.

          Структура Сената складывалась постепенно. С начала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позже в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата – по судебным делам, и Сенатская контора по вопросам управления. У Сената была своя канцелярия, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената.

В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената.

          Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, в том числе исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. У Сената были вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

          В 1720г. при Сенате была учреждена должность ради «приема челобитен», получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии.

          В 1722г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

          Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти XVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Фискалитет состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним.

          Указ от 17 марта 1714г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «к вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции – «взыскание всех безгласных дел».

          После учреждения Юстиц-коллегии фискальные дела перешли в ее владение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г был назначен генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов, он имел право требовать к себе любое дело, его помощником был обер-фискал.

          Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января 1722г.: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору…». А указом от 18 января 1722г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат.

          Указ от 27 апреля 1722г. «О должности генерал-прокурора» устанавливал его компетенцию, в которую входило: присутствие в Сенате и осуществление контроля над фискалами. 1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений – коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Образование коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, т.к. большинство коллегий создавалось на базе приказов, и являлись их правопреемниками. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти XVII в. Существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства. Присутствие коллегии составляли: президент, вице – президент,4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль над деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя.

          Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать иностранными и посольскими делами, координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку. Особенности коллегии являлась то, что в ней «ни каких судных дел не судят».

          На военную коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

          Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служителями, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» и руководствовалась в своей деятельности «Регламентом об управлении адмиралтейства и верфи» (1722г.) и «Регламентом морским». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью "ограждать малороссийский народ" от "неправедных судов" и "утеснений" налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

          Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела свои органы: в провинциях - конторы камерирских дел, в дистриктах - учреждения земских комиссаров.

          Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

          Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили, и наказывала чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

          В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой – Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до 1722г.

          Мануфактур коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами. В отличие от других коллегий она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

          Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

          С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.

          Юстиц -коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия, образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

          Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

          Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

          Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности.

          Всю пирамиду государственной власти венчал император. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г. провозглашалось: "Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять". В Регламенте духовной коллегии (1721, 25 января) говорилось: "Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает". Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

          Система государственного управления, созданная в первой четверти XVIII в. сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй четверти XVIII в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра1 были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.

          Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями. Историческая литература выделяет три этапа в реформе областного управления: первый – до 1708г., второй – с 1709 по 1718 (первая областная реформа), и третий – с 1719 по 1725 (вторая областная реформа).

          На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать города". Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской - Рижская губерния.

          Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления: обер-комендант – военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер – губернские и др. сборы, ландрихтер – губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор – сборы налогов с городов и уездов.

          Губерния делилась на провинции (во главе – обер-комендант), провинции - на уезды (во главе - комендант). Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант – губернатору, последний Сенату.

В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов – органом управления были ландарты. Местным органам принадлежала видная роль в выполнении важнейшей функции феодально-абсолютистского государства – поддержании и укреплении господства дворян.

          Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны.

          Провинция становится основной единицей областного управления. Было создано 50 провинций, которые в свою очередь делились на округа – дистрикты. Инструкции возлагали на губернаторов широкий круг полномочий (включая прежние), которые обязывали их осуществлять надзор за губернскими "камерными служителями" и земскими судьями, приводить в действие наказания, контролировать городское управление.

          Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции. Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Камериры и комиссары являлись органами Камер-коллегии на местах.

          Главной особенностью органов местного управления I четверти ХVШ в., было то, что они наряду с административными исполняли и полицейские функции. В ХVП в. посадское население находилось в подчинении приказов и местных органов власти, но введение в 1681г. стрелецкой подати подчинило городское население в финансовом вопросе Стрелецкому приказу.

          В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы - улучшение условий развития торговли и промышленности. Создание Ратуши способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации, но губернская реформа 1708-1710гг. вновь подчинила земские избы губернаторам и воеводам.

          Однако в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. В 1722-1723гг. были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора. Иногда принцип выборности нарушался и назначение проводились царскими или сенатскими указами. В обязанности магистратов входили вопросы полицейской службы, благоустройство городов, продажа отписного имущества, окладные и неокладные сборы, обеспечение мануфактур компанейщиками, учреждение полиции, контроль за правосудием.

4. Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”

          В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодальной земельной собственности – вотчины и поместья. В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре1 была пожизненной. Анна Иоановна сократила ее до 25 лет. поместья нельзя было продавать и закладывать. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те, которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры – в зависимости от преступления.

          Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о рангах”. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам, получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение.

5. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось, исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.

          Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства. До начала XVIII в. Россия ввозила из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции прекратились.

          Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. Главный металлургический центр переместился на Урал. Железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивали заказы армии и флота.

          Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод.

          Активно строились предприятия легкой промышленности. В Москве и других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот – парусиной.

          К1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок.

          Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труд государственного (черносошного) крестьянства, которые приписывались к заводу как постоянный источник рабочей силы.

Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное производство. Городские и сельские ремесленники производили башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры.

          Реформы охватили и эту сферу производства. По указу 1722 г. мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цехи. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера. Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они переводились на два года в подмастерья. В Москве насчитывалось 146 цехов. Создание цехов, с одной стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой, затрудняло его развитие, выделяло ремесленников в особое сословие феодального общества.

          В области внутренней и внешней торговли в Петровские время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих ”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей.         Одновременно падало значение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными пунктами обмена товаров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних таможенных пошлин.

В общем, в первом десятилетии XVIII в. промышленная и торговая политика характеризовалась активным вмешательством государства в экономику. К концу правления Петра изменений в области экономической политики почти не наблюдалось, Если в начале века воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, пошлин, налогов, то с конца 1710-х годов государство воздействовало на экономику через административно-контрольную, бюрократическую машину.

6. Церковная реформа

          Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод" или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.

          Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство, усилило контроль над, доходами церкви, и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

          Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую " систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди.

          Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства.

          Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

          Церковная реформа, главным образом, заключалась в отмене патриаршества (с таким трудом приобретенного русскими царями!) и учреждении "Святейшего правительствующего Синода", которому стала подчиняться церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы, наподобие западным королям, избавиться от морального контроля над собой церкви. Отмена патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии.

 

7. Военная реформа

          Одна из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 – Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений. В 1713 г. прекратили свое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовые части просуществовали до 1740 г.

          С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского было сформировано два полка. К 1705 г. собрано уже 27 полков. Набор осуществлялся по установленным рекрутским округам.

          С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию. Управление армией осуществляли вначале XVIII в. Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземский и Рейтарский приказы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии (1700 г.) и Провиантский приказ (1700 г.). После создания Сената часть военного управления переходит к нему, часть – к Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Адмиралтейства (1718 г.) и Военной коллегии (1719 г.).

          В 1719г. вводится изданный в 1716 г. «Устав воинский», регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1720 г. был принят Морской устав. В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший синод присваивают Петру 1 титул Отца Отечества, Императора Всероссийского. Россия становится империей.

          Монарх стал источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Его присутствие в определенном месте прекращало действие всей администрации. Власть автоматически переходила к монарху. Царь был верховым главнокомандующим армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий. Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. решением Петра 1 было упразднено российское патриаршество. Церковную организацию возглавил «местоблюститель». Церковными делами ведали Духовная коллегия и Монастырский приказ – вполне бюрократические учреждения.

P.S. Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались проходимцы со всего света.

 

8. Гражданская реформа

 

          Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Вместо думы был устроен "сенат"; вместо приказов - «коллегии"; страна была разделена на 8 "губерний". Всё стало похоже на западный строй.

9. Положение сословий

Реформа о положении сословий в корне изменила всё прежнее устройство. Так как Пётр много воевал, то служба в армии или работа на производство оружия стали играть главенствующую роль. Солдат, отличившийся на войне, становился офицером. Пётр также посылал русских учиться за границу.

10. Крестьянская реформа

 

Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Пётр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось, и вскоре начались частые крестьянские восстания.

11. Финансовая реформа

Финансовая реформа была нужна для увеличения сборов на военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на западе в то время вообще не мылись!), бороды (на западе брились), мельницы, погреба, пчёл, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов вёлся строго и казна при Петре постоянно пополнялась.

Денежная реформа

Во время правительства Софьи, а затем Петра и Ивана на Московском денежном дворе - единственном в стране, продолжали чеканиться проволочные серебряные копейки, деньги, и полушки. В основном делались копейки, более мелкие номиналы почти не выпускались, так как казна не желала нести двойные и четверные расходы. Поэтому в ходу были практически только копейки. Они чеканились раздельно от имени каждого из царей, Ивана и Петра. Раздельная чеканка должна была подчеркнуть равноправие положения обоих государей. Готовились к реформе постепенно и основательно, тщательно избегая возможных ошибок. Специально за границей закупили несколько станков для производства денег. С 1696 года начали выпускать датированные копейки. Эти даты должны были подготовить население к переменам в денежном деле.

Преобразования были осуществлены при Петре 1. Начало реформы ознаменовалось снижением массы серебряной проволочной копейки до 0,28 г, в результате чего масса счетного рубля уравнялась с массой талера (28 г). Одновременно происходило техническое переоснащение действовавших и строительство новых монетных дворов для обеспечения машинной чеканки монет различных достоинств нового образца на круглых заготовках. Первыми из таких монет появились в 1700 г. медные: деньга (1/2 копейки), полушка (1/4 копейки) и полполушки (1/8 копейки), причем правительство обеспечило полное равенство их с серебряными проволочными копейками. В 1701 г. начался выпуск в обращение новых серебряных монет: полтины, полуполтинника, гривенника и пятикопеечника, а также золотого червонца, равноценного западноевропейскому дукату. И лишь в 1704 г. были впервые отчеканены серебряный рубль, равный по массе талеру, и медная копейка. В то же время, до 1718 г., продолжалась чеканка серебряных проволочных копеек, которые служили гарантом полноценности медной копейки и ее фракций. С 1718 г. вместо червонцев из высокопробного золота была начата чеканка золотых двухрублевиков 75-ой пробы с изображением на оборотной стороне святого Андрея Первозванного.

          Таким образом, в результате реформы 1698-1718 гг. Россия получила удобные средства платежей в виде золотых, серебряных и медных монет различных достоинств, обеспечивавших как крупные денежные платежи, так и расчеты при мелочной розничной торговле. Во внутреннем обращении утвердилась медная монета, дискредитированная реформой 1654-1663 гг., а на всей территории страны была установлена единая денежная система.

Набор номиналов серебряных и медных монет был основан на десятичном принципе, что вывело русскую монетную систему в число самых передовых в Европе. В то же время соответствие по массе рубля и талера вводило Россию в круг европейских государств, да и оформление новых русских монет строилось по общеевропейским канонам: на них помещались портрет, имя и титул правителя, государственный герб, дата выпуска и номинал. Однако, в отличие от западноевропейских монет, все надписи на русских монетах были выполнены не на латинском, а на русском языке. С самого начала новые монеты датировались по западноевропейскому летосчислению (от рождества Христова), причем уже c 1707 г. начинается постепенный перевод обозначения даты с церковно-славянского на цифровое; окончательно этот процесс завершился к 1723 г.

12. Реформа сословного устройства русского общества

Петр 1 ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр1. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию и осуществлению.

          Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

          Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.

13. Реформа градостроения

После поездки по Европе в 1698 г. был установлен новый порядок градостроительства.

При Петре 1 большой размах получило русское градостроительство. Началось строительство Петербурга (основанный в 1703г.). Были построены Петрозаводск, Нижний Тагил, позднее Одесса, Екатеринбург (ныне Свердловск), Екатеринославль (ныне Днепропетровск), Севастополь и др. Быстро развивались Архангельск, Воронеж, Тула.

          Новые города строились по регулярным планам. На протяжении 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. на основе специально разработанных генеральных планов были перестроены Тверь, Ярославль, Кострома, Псков, Калуга, Полтава и многие другие города.

Русское градостроительство отличалось многообразием приёмов регулярной планировки городов, пространственной взаимосвязью и художественным единством архитектуры ансамблей, в которых обычно старая застройка гармонично сочеталась с новой. В Петербурге, Ярославле и других городах применялась лучевая система улиц, которые являлись основой всей планировочной композиции и были направлены к центральному ядру города. Но наряду с парадными центрами росли и убогие, неблагоустроенные городские окраины, где ютилась городская беднота.

 

14. Реформа органов власти и управления

В первой четверти XVIII в., был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр 1 начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

          Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискретен. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления, имела четко выраженный дворянский характер, и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

15. Реформа в области культуры и быта

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

          Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

Петр 1 в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром 1 Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет.

К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр 1 учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного, преимущественно французского языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ, и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождалось широким распространением галломании, презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. 

16. Реформа монархии

Если рассматривать то, что у административных преобразований отсутствовал четкий и продуманный план действий, то это можно легко объяснить – царю было не до них в годы, когда враг вторгся в пределы России, и на карту ставилось будущее страны. Военная обстановка отпустила царю мало времени, чтобы всерьез и основательно заняться гражданскими делами. Такую возможность Петр получил только в 1712 году, когда позади, остались и победоносная Полтава, и кошмары Прусского похода. Именно в начале этого года он издал указ об организации коллегии для внешней торговли, «чтоб оную в лучшее состояние привесть». Новому учреждению Петр дал иностранное название «коллегия», но оно не внесло ничего нового в принципы организации центрального аппарата. Понадобилось несколько лет, чтобы мысль о замене старинных приказов коллегиями приобрела четкую форму. Государственный механизм уподобился механизму часов. Подобное сравнение подсказал царю известный математик и философ Лейбниц: «Опыт достаточно показал, что государство можно привести в цветущее состояние, только посредством учреждения хороших коллегий. Ибо как в часах, одно колесо приводится в движение другим, так и в великой государственной машине, одна коллегия должна приводить в движение другую, и если все устроено с точной соразмерностью и гармонией, то стрелка жизни непременно будет показывать стране счастливые часы».

Конструированию «новых часов» Петр с некоторыми перерывами посвятил около десяти лет. Проявив заботу о создании коллегий в 1712 году, Петр по неведомым причинам забросил дело на три года и возобновил его только в 1715 году, чтобы уже в последующем году вновь на полтора-два года пустить его на самотек. Новый всплеск интереса царя к административным преобразованиям наступил в 1718 году, а за два последующих года был сконструирован угодный царю правительственный механизм.

          Активность царя в организации коллегий падает на 1715 год. Мартом этого года датируется его заметка с перечнем коллегий, а августом – резолюция на донесении генерала Адама Вейде, отправленного за границу для найма «ученых и в правостях искусных людей для отправления дел в коллегиях».

В этом же году царь проявляет заботу об изучении структуры государственного аппарата в странах Западной Европы. Два месяца спустя царь дает Ягужинскому новое поручение – сыскать в каждую коллегию по специалисту, причем «лучше б не старых, дабы могли языку обучится». Петр не довольствовался изучением датского административного устройства. Он решил ознакомиться и с устройством правительственного механизма своих «учителей», как он называл шведов. Со Швецией продолжалась война, и прямые каналы получения оттуда необходимой информации были перекрыты. Царь решил воспользоваться услугами только что принятого на русскую службу камералиста Генриха Фика. Ему предстояло отправиться в Швецию, причем не с русским, а с датским паспортом, и добывать там уставы и регламенты. Третьей страной, привлекшей внимание царя, была Австрия. Речь шла не об изучении или заимствовании структуры учреждений, а о найме специалистов – русский резидент в Вене Абрам Павлович Веселовский получил указ о найме людей «гораздо не высоких чинов и приказных людей». Они должны были удовлетворять двум требованиям: знать «по-словенски» и обладать опытом службы в коллегиях цесаря.

Переломной вехой в проведении административной реформы можно считать 1718 год. Прежде всего, Петр сделал выбор – не датские, а шведские порядки следует использовать в качестве образца для создания нового административного аппарата. Используя шведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, как правило, вносил в них, обусловленные особенностями России структурные изменения.

Общий принцип подхода к шведским учреждениям Петр выражал неоднократно и достаточно последовательно, примером чего служит указ от 28 апреля 1718 года: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в шведском регламенте неудобны, или с ситуацию сего государства несходны и оные ставить, по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть». Призыв сочетать шведские порядки с русскими мы также можем обнаружить и в указе от 11 июня 1718 года: «…шведский регламент во всех коллегиях с русским сводить».

17. Результаты Петровских реформ

          Результатом Петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с огосударственной монополизированной крепостнической экономикой. В этот период произошло торможение в развитии свободного предпринимательства. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия. Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной, ибо осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.


18. Заключение. Значение реформ Петра 1

          Определяя историческую значимость реформ Петра 1, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословления потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес « величайший вред будущности России». Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут, на иностранный лад.

          Одни считают (В. Ключевский), что «реформы Петра 1 были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел на пролом, не жалея собственных сил». Другие – «насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России».

Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.

          Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра 1: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра 1 – великим государственным деятелем.


19. Литература

1. И.Н. Кузнецов «Отечественная история» стр. 136 – 149, стр. 608

2. Н. Н. Молчанов «Дипломатия Петра Великого» стр.24 – 30


© 2012 Бесплатно рефераты, дипломные работы, курсовые работы и доклады.